Иконография

Икона Спас Благое молчание

Спас Благое молчание

 Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде(единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа).Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

Икона Пресвятой Богородицы «Сладкое Лобзание. Гликофилусса.»

WEB-Сладкое-лобзание

   Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

19

    Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием.

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ был назван императором «Живоносным источник. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен мусульманами. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах. А небольшой, стоящий на источнике — жив до сих пор. Уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду. Кругом источника устроены чуланы, где обливают больных; к воде беспрестанно приходят: греки, турки, турчанки, армяне, католики, — все со слезами просят Царицу небесную и принимают исцеление. Магометане невольно исповедуют Богоматерь и говорят: «велика в женах св. Мария!» и называют воду: «св. Мария»

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница», которая, в свою очередь, восходит к изображению типа «Знамение».

Преполовение. Икона XV в. Псков, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

ikona-prepoloveniya-01Название праздника Преполовения означает половину срока между двумя великими праздниками – Пасхой и Троицей, приходится он на среду четвертой седмицы по Пасхе. Однако сюжетом иконы праздника стал эпизод Евангелия от Луки, повествующий о том, как двенадцатилетний отрок Иисус, пошел с родителя в Иерусалим на праздник и остался там в храме. Мария и Иосиф только через три дня нашли Его, сидящего посреди учителей и беседующего с ними. И как пишет евангелист: «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». А когда Матерь Его стала упрекать Сына: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Он сказал им: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:47-49).

Этот сюжет не часто встречается в живописи, в основном, в аналойных иконах. На псковской иконе XV века мы видим отрока Иисуса, сидящего на возвышении, в левой руке Он держит свиток, правая поднята в знак беседы: Иисус беседует учителям Закона, которые сидят вокруг Него, их позы и жесты также показывают, что они активно реагируют: вопрошают, обсуждают, соглашаются, недоумевают.

Икона очень насыщенная по цвету, ее колорит строится на сочетании различных оттенков красного и зеленого, что характерно для псковской школы. Но здесь это контрастное сочетание цветов призвано передать напряженность беседы Иисуса и законников. Иконописец не просто иллюстрирует Евангелие, а стремиться подчеркнуть необычность ситуации, в которой юный отрок оказывается учителем, а умудренные старцы — учениками.

Иисус облачен в золотые ризы, что подчеркивает Его Божественное достоинство. На это же указывают и буквы на кресчатом нимбе: οωN, в переводе с греческого —«Сущий», это имя Бога, открытое Моисею на горе Синай. Надписание этого имени подтверждает Единосущность Сына Отцу.

Интересно решен архитектурный антураж, напоминающий скорей формы средневековых городских сооружений. Тем не менее, красная стена с угловой башней символизирует стену Иерусалима, зеленое здание с башенками и колоннами — Иерусалимский Храм. Арка с зеленой крышей и золотой разделкой внутренних кессонов оказывается как бы сзади Иисуса, она напоминает балдахин, словно божественный отрок восседает на царском троне. Подножие, на котором покоятся ноги Иисуса, также указывает на трон. Все эти детали призваны подчеркнуть Божественное и царское достоинство Христа впервые явленное в этой беседе с мудрецами Израиля.

Преполовение (Беседа Христа с книжниками). Икона, кон. XV в., Новгород

007483

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.